Новости – Общество
Общество
Подземелье Зосимы
Иеромонах Пантелеимон. Фото: Наталья Русинова.
В Оренбуржье продолжается восстановление мужского подземного монастыря, разрушенного в 30-х годах прошлого века
14 августа, 2014 18:24
13 мин
Жители села Покровка называют гору, под которой был вырыт подземный монастырь, Монашкой. Как гласят легенды, длительность подземных ходов составляла примерно один километр. Соединяемые кольцевым ходом, они имели выходы на разные стороны горы. Сам кольцевой ход еще не восстановлен.
У входа в Святые пещеры, возле иконной лавки, собрались паломники, приехавшие из разных частей России, есть даже гости из Забайкалья. За один световой день обитатели монастыря могут принять порядка 300 гостей. Впереди — черный узкий спуск вниз. Наша проводница, рассказывая паломникам историю пещер, уверенно шагает во мрак подземелья спиной вперед — лицом к людям. На ходу она безошибочно расставляет в специальных выемках и зажигает свечи, чтобы осветить нам дорогу. Сюда проводники, работающие в монастыре уже по пять лет, спускаются до 30 раз в день, поэтому путь настолько им знаком, что они могу пройти его с закрытыми глазами. Чего нельзя сказать про нас. Первые шаги нам даются с трудом — глаза еще не привыкли к подземному мраку. Первые три ступеньки сделаны уже после реконструкции, за ними еще одна — старая монашеская. Далее по всему пути ступенек нам не попадется, будет плавный спуск вниз.
Узкий лаз, шириной всего 0,7 метра, выкопанный в темно-красном песчанике монахами вручную, позволяет свободно пройти лишь одному человеку. Двоим разминуться сложно. Низкий свод усиливает ощущение нереальности. Постепенно глаза привыкают ко мраку подземелья. Под ногами хлюпает влажный песчаник, залитый воском от тысяч свечей паломников, прошедших этот путь. Нас предупредили, что можно ступать смело — ноги не промочим.
Спускаясь вниз, замечаем, что изо рта идет пар, но нам не холодно, несмотря на летнюю одежду.
– Температура здесь постоянная и зимой, и летом — 10-12 градусов, — рассказывает проводница. — Независимо от погоды температура здесь не меняется.
Мы подошли к первой келье. Крохотная, способная вместить одного человека, в полный рост здесь могут стоять только дети. В мирской жизни Зосима был Захарием Карцевым. Он — основатель монастыря.
Через некоторое расстояние от кельи Зосимы мы видим еще одну — схимонаха Нила.
– Она гораздо больше кельи Зосимы, потому что здесь схимонах Нил молился не один, — поясняет проводница. — Сюда, в эту келью, как к прозорливому мудрому старцу, люди шли к Нилу за советом, за благословением и чтобы исповедаться. Сейчас здесь келья поминальная. На обратном пути вы сможете зайти сюда и помолиться об упокоении близких своих, поставить свечи за упокой.
После смерти отца, дочери и четырех сыновей, оставив мать и жену, заручившись их благословением, Захарий ушел из дома. В 1905 году 36-летний казак Захарий Карцев, уроженец станицы Нижне-Озерной, пройдя 48 километров пешком, обосновался здесь, на берегу реки Самара у села Покровка, на склоне горы. Своими руками он благоустроил найденный им родник под горой. Два года один копал пещеру, где и жил впоследствии в крохотной келье, освещаемой свечой.
Постепенно к отшельнику потянулись люди — кто-то искал спасения, кто-то — подвигов. В 1909 году Захарий отрекся от мирского имени, принял постриг и стал монахом с новым именем Зосима. В том же году Святейшим Синодом был издан указ об основании нового скита от Успенско-Макарьевского монастыря. В 1912 году в монастыре находились уже 25 человек, 8 из которых — монахи. Собравшаяся вокруг Зосимы монашеская братия продолжила копать пещеры. Из инструментов у монахов были тогда кирка, лопата и лом.
До 1916 года монахи возвели и 12 наземных построек. Была среди них колокольня с 5 колоколами. Самый большой из колоколов весил 102 пуда — 1632 кг. Построили монахи собственный кирпичный завод, выпускавший кирпичи на яйцах и меде, отличавшиеся своим высоким качеством, заклейменные буквами «НМ» (Николаевский монастырь). В годы Первой мировой войны обитель помогала голодающему населению села. Были в монастыре свои пекарня, мельница, дом для инвалидов, приют для мальчиков-сирот, чьи отцы погибли войне. Находились на территории монастыря свои бахчи, огород, фруктовый сад. Разводили лошадей, крупнорогатый скот и другую живность. В 1916 году послужной список Николаевского мужского монастыря включал 44 человека, включая послушников.
– В те далекие времена, когда действовал монастырь, село Покровка стала духовным центром Оренбужья, — объясняет нам проводница. — Сюда на службу или на послушание могли отправить любого монаха, любого священника. И священники отправляли своих сыновей на послушание именно в этот мужской монастырь.
Процветающий монастырь, путь к которому украшала тополиная аллея, первое потрясение перенес в 1923 году, после трех лет гонений на монастыри. Бывший тогда настоятелем обители игумен Зосима скоропостижно скончался в возрасте 60 лет. Вместо него настоятелем монастыря стал иеромонах Геронтий.
В 1925 году монахам было предложено публично отречься от бога, опубликовав свое отречение в газете, снять кресты с куполов, вступить в колхоз и организовать из монастыря рабочую артель. Они не приняли этого условия. В настоящее время судьба многих обитателей обители не известна. Кто-то еще в начале 30-х годов был отправлен в ссылку, а кого-то расстреляли.
К 1930 году все наземные строения монастыря были ликвидированы. Из монастырского кирпича в селе Покровка, что на противоположном берегу Самары, были построены двухэтажная школа, двухэтажный клуб, магазины. Монастырь был разрушен до основания, колокола ушли в металлолом. По приказу местных властей были выкорчеваны фруктовый сад и тополиная аллея.
По словам нашей проводницы, настоятель монастыря иеромонах Геронтий был арестован по ложному доносу 2 сентября 1937 года. По информации архива Управления ФСБ по Оренбургской области, 9 сентября Геронтий был приговорен к расстрелу, 10-го приговор привели в исполнение. Предположительное место захоронения — Зауральная роща в городе Оренбурге.
В 1939 году вход в подземный храм и кельи был замурован, а источник засыпан щебнем. Первые попытки найти взорванный вход были предприняты еще в начале 90-х годов. Лишь в 2002 году во время очередной поисковой операции ковш экскаватора провалился в пустоту, вывернув вместе с землей несколько кирпичей с маркировкой «НМ».
Наш спуск закончился на глубине примерно 20 метров, в подземном храме святых преподобных Антония и Феодосия, первых монахов Киево-Печерской Лавры. Эти пещеры выкопаны по подобию Киево-Печерских. Отличает их, по словам местных обитателей, лишь цвет песчаника.
– Этот храм действующий. Здесь у нас службы проходят, как и в обычной церкви. У вас сейчас также есть возможность помолиться и поставить свечи за здравие, — объясняет проводница.
– Никакой дополнительной вентиляции здесь нет, — говорит проводница.
Многих, кто приходит в этот храм, интересует вопрос — правильно ли расположен алтарь? Компас в этих пещерах не работает.
– Тогда пригласили военных со специальным оборудованием, аппаратурой. И, с божьей помощью, удалось установить, что алтарь действительно находится с точностью на восток, — рассказывает проводница.
Храм выкопан в форме гроба.
– Даже вот эта полоса, — показав нам на прослойку голубой глины в песчанике, говорит проводница, — проходит по периметру, как бы отделяя крышку от основания. Монахи сделали это для того, чтобы молясь здесь, чувствовать свою низменность перед Богом. Чтобы не забывать: как бы они ни жили, как бы ни грешили, ни молились, тело в конце концов окажется в гробу. И это было постоянным для них напоминанием.
Восстановление обители ведется исключительно на пожертвования людей. Значительный вклад в восстановление монастыря сделала Татьяна Горлач. Она родилась в Покровке, но в еще детстве с родителями уехала в Грузию, а потом в США, где вышла замуж. В 2002 году, незадолго до того, как был найден вход в «Святые пещеры», сын Татьяны, находившийся на службе в армии Соединенных Штатов, погиб в автокатастрофе. Американское правительство выплатило компенсацию. Вернувшись на родину, Татьяна приняла решение — построить на эти деньги храм в поселке. Роберт Юлфиг, супруг Татьяны, поддержал ее в этом, но поставил условие — деньги должны быть направлены на строительство надвратного храма, что над входом в монастырь.
– Еще года четыре назад мы рассказывали эту историю, это входило в экскурсию. Но потом она приехала и попросила больше о ней не упоминать, — рассказала проводница. — Если спросят, сказала она, вы расскажите, а так вот, специально — не надо.
Одним из спонсоров стал Аман Тулеев, выделивший деньги на отлитие колокола, весом в 3,3 тонны, одного из самых больших в России.
– Мы об этом рассказываем, потому что много людей приезжает не православных. Мусульмане. И они спрашивают: «Можно ли нам войти?». Почему же нельзя? Если даже колокол отливали, в том числе, на пожертвование мусульманина. Бог у нас один.
Сейчас монашеская братия вновь строит монастырь. Восстановить точную копию возможности нет. Где-то своими руками, где с помощью наемных работников монахи обустраивают внутри обители территорию, куда вход паломникам и иным посторонним людям будет закрыт.
На горе нас встретил иеромонах Пантелеимон. Его командировали его сюда из Андреевского монастыря, расположенного в Саракташском районе.
– Раньше я здесь служил, шесть лет назад. Сейчас снова меня сюда командировали. Как я только приехал, у меня сразу вопрос возник. Смотрю — за шесть лет тут ничего не изменилось. Даже больше поросло, так сказать, быльем. Я сразу задумался — ведь надо что-то делать по восстановлению исторической памяти. Потому как от того монастыря, который здесь был, кроме пещер ничего не осталось! На поверхности ничего. Все это новострой, — обвел он с нашего возвышения рукой стройплощадку. — Абсолютно все.
Некоторые постройки удалось воздвигнуть на старом фундаменте, который был обнаружен в ходе раскопок. Но установить и восстановить оформление входа в пещеры не удалось. Теперь там и стоит храм Рождества Иоанна Предтечи.
Иеромонах Пантелеимон повел нас к месту проводимых раскопок. Не так давно было обнаружено основание старой постройки. Монахи считают, что здесь был Никольский храм, и место алтаря предшественники Пантелеимона пометили белым крестом.
– Может, он и Казанский был. Есть разные сведения. Но сейчас это уже не важно. У нас уже есть проект его строительства. На том же месте, на том же фундаменте, и он будет деревянный.
В нескольких шагах от креста активно ведутся раскопки — здесь предположительно обнаружены несколько могил. По старой традиции священников хоронили за алтарем. По всей вероятности, современные монахи обнаружили именно такое захоронение.
– Видите. Мы докопались до одного гроба уже. Он сильно просел. Мы достали одну щепку большую — к ней пристала зеленая материя. То есть, однозначно, это священник был в зеленых облачениях похоронен. Зеленые священнические одежды. Мы снова это все присыпали. До того момента, когда закончатся раскопки и будет перезахоронение.
Там же обнаружили еще две могилы.
Поиски фундаментов от построек, а тем более могил монахов — занятие кропотливое и трудное. А надеяться на успешные поиски тех, кто был вывезен из монастыря и расстрелян, и вовсе не приходится.
– В Оренбурге было 40 церквей. От некоторых из них даже нельзя найти основание. А вы хотите могилу одного человека найти. Тем более что это специально пряталось, тщательно скрывалось. Если расстреливали — естественно, заметали следы.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости