Новости – Общество
Общество
«Волнение, память и время, что не вернешь»
Фото: Наталья Русинова.
«Русская планета» побывала на выставке «Памятники Оренбургской области» вместе с фотохудожником Сергеем Ждановым
23 апреля, 2014 18:42
4 мин
В Оренбурге 22 апреля состоялось открытие выставки по итогам фотоконкурса «Памятники культуры Оренбургской области» — 65 лучших работ. Отдельной коллекцией были представлены работы фотохудожника Сергея Жданова — 35 снимков.
Вечером 21 апреля корреспондент РП получила от него приглашение посетить первую в регионе выставку работ, посвященных памятникам культуры и истории нашего края.
Не оставляет ощущение, что куда бы Сергей Жданов не посмотрел, он постоянно оценивает ракурс, момент, сюжет, образ, событие — его взгляд в постоянном поиске.
На выставке автор презентовал мне и еще нескольким гостям свою последнюю книгу «Мечты, ставшие судьбой. История города в судьбе человека». Посвятил он ее почетному гражданину Оренбурга Юрию Гаранькину. Именно он построил подвесной пешеходный мост через реку Урал — излюбленное место для прогулок горожан и достопримечательность для туристов.
– В далекие 1970-е годы город был другой: пустыри на месте Степного поселка, 23-го микрорайона, проспекта Гагарина, старые постройки на улицах Чкалова и Терешковой. Водопровод и канализация местами были выполнены из деревянных труб, а частный сектор был далек от достижений цивилизации. Да что там говорить, воду брали из колонок, а многоэтажные дома-хрущевки отапливались котельными, работающими на угле, — рассказывает Сергей Жданов, выделяя заслуги Юрия Гаранькина в своей книге. — Еще не было мемориального комплекса в память о погибших в боях 1941–1945 годов и уникального дома памяти на проспекте Победы; музеев — истории Оренбурга, изобразительных искусств и Тараса Шевченко; центрального выставочного зала; подвесного пешеходного моста в Зауральную рощу; башни с часами; памятника Пушкину и Далю, Юрию Гагарину, Льву Толстому, Василию Перовскому, Феликсу Дзержинскому, Мусе Джалилю; ротонды в сквере им В.И. Ленина; обелиска павшим в боях за советскую Родину в саду Фрунзе и стелы Европа–Азия на берегу Урала.
Сергей Жданов рассказал, как долго наблюдал за ветераном, стоявшим у мемориального комплекса на проспекте Победы.
– Обратите внимание — одна фамилия. Он долго-долго оттирал ее, едва ли не полчаса. А когда он склонил голову…
Жданов назвал этот снимок «Память». Одно мгновение, содержащее в себе все — десятилетия прошлого, скорбь всего человечества в одиноком старике, склонившим голову перед единственной фамилией, из десятков тысяч, выгравированных на этих плитах.
– Почувствовал это волнение, это состояние памяти и то, что время не вернешь, — поясняет автор.
Жданов обратил мое внимание на работу «Памятник Юрию Гагарину».
– Для меня космос — это ночь, темнота, неизвестность. Я как-то ехал, был туман. Ходил вокруг, сделал двадцать снимков, прежде чем получилось то, что мне нравится. — Рассказывает Жданов, показывая на фотографию подсвеченного в ночном тумане памятника первому космонавту с устремленным в темное небо стрелами-обелисками.
Сергея Жданова окликают из другого зала, напоминая, что его ждут. Женщина с фотоаппаратом интересуется смыслом одной из фотографий, на которой изображен один из видов города с высоты:
– Вот этот снег, грязь не мешают восприятию света.
– Это осень. Первый снег. Я вам по секрету скажу: я ехал, впереди меня ехала машина — телевышка. Я ее обогнал, остановил, подарил ему открытки и сказал: «Брат, подними меня!». А он уже свернул. Поэтому вот где я его остановил, там он меня и поднял. Я дальше вокруг тоже поснимал. Но я с удивлением обнаружил, много лет ездил мимо и не знал, что памятник Сергею Кирову там стоит. Вы знаете об этом? Обалдеете. Когда я поднялся, вдруг под собой увидел памятник Кирову. Он прямо напротив входа в парк «Салют Победа!». Он там стоит в глубине, такой заброшенный. Сходите, сфотографируйте.
Я попросила Жданова рассказать про одну из фотографий, которая в числе первых привлекла мое внимание: у входа в музей изобразительных искусств дети играют в мяч. Сочетание культуры, истории, спорта и детской непосредственности.
– Я очень долго не мог снять этот музей. Один раз снял ночью. Свет конечно не тот. Синий какой-то. Не умеют у нас здания подсвечивать, в отличие от Москвы. И девочка какая-то берет интервью у какого-то парня. Ночью. Я это снял. А потом я снова думал — как бы снять? Храм искусства, как его снять? И вдруг, еду мимо — резко по тормозам, что мне чуть в зад не въехали. Быстро бегу, залезаю там на мусорку, и снимаю — дети играют в мяч. Это был тот образ. Василий Песков мне говорил, что фотография — это маленький очерк, маленький рассказ о том, что есть в этом времени и который побуждает человека к размышлению.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости