Новости – Общество
Общество
Смелый замысел
Спектакль «Плутни Скапена». Фото: из архива театра
Как татарский театр сохраняет национальные традиции в Оренбурге
15 декабря, 2015 21:43
9 мин
11 декабря Оренбургский государственный татарский драматический театр им. Мирхайдара Файзи отметил свое 25-летие. Фактически день рождения коллектива — в июне. Но именно в декабре, 110 лет назад, в Оренбурге была создана первая в России татарская национальная театральная труппа. Театр Файзи считает себя ее преемником и именно поэтому празднует свой юбилей в эти дни.
Если присмотреться, у этих двух театральных коллективов, разделенных во времени долгими десятилетиями, немало общего. И прежде всего выстраданная история зарождения. Ведь тогда, в декабре 1905-го, первая постановка татарской театральной труппы — отрывки из пьес Гоголя, Грибоедова, Островского — в последний момент была запрещена чиновниками. Премьеру перенесли в чей-то частный дом. И только спустя два года коллектив получил разрешение сыграть спектакль на профессиональной сцене.
У театра Файзи были трудности иного характера, созвучные времени становления, началу 1990-х. С инициативой его создания выступил Татарский общественный центр. Оренбургские власти идею поддержали, и из Альметьевска на пост директора, художественного руководителя и главного режиссера был приглашен Растам Абдуллаев. Воодушевленный заманчивой творческой перспективой строительства нового театра, он ни минуты не сомневался и даже убедил нескольких своих коллег тоже собирать вещи и готовиться к переезду. Однако жизнь, как обычно, оказалась куда сложнее театральной пьесы.
– Нашему театру передали здание бывшей филармонии, — рассказывает Растам Абдрашитович, — в нем до этого несколько лет шел ремонт, но потом случился пожар. Нам сказали: хотите — заезжайте, но ремонт будете делать сами. Мол, деньгами поможем, но все остальное — на вас.
Так театр обрел свой дом. Впрочем, как такового театра тогда еще не было. Труппа состояла из директора, его супруги, актрисы Люции Абдуллаевой и еще одной артистки, которая раньше работала в татарской театральной труппе при филармонии. Чуть позже из Татарстана приехала дочь Растама и Люции, только окончившая театральное отделение вуза и ставшая в новом коллективе кем-то вроде завлита.
Ремонт здания затянулся на годы: время было трудное, почти голодное, не до театров. Те актеры, которых Растам Абдуллаев позвал с собой из Альметьевска, поняли, что на новом месте их пока не ждут, да так и остались в родном городе. Труппу, как сложную мозаику, пришлось собирать буквально по кусочкам. А первую постановку — композицию по мотивам повести Амирхама Еники «Мираж» о том, как артисты во время войны приезжают в село и дают концерт сельчанам — осуществили втроем. Получилась двухчасовая программа «Песня пробуждает душу»: женщины пели и танцевали, худрук играл на баяне. А полноценной премьерой театра стала постановка пьесы Туфана Миннулина «Встреча с молодостью». Так как собственной площадки не было, играли в передвижном режиме — по области, в Башкирии, Татарстане, Астрахани, другим регионам. Эти гастроли затянулись на шесть лет. Кто-то другой, возможно, и бросил бы затею, но только не Растам Абдуллаев. Энергичный темперамент, бескомпромиссная одержимость сценой и идеей популяризации национальной культуры — с такими исходными данными художественного руководителя театр просто обязан был выжить!
– Понемногу сформировалась наша труппа — я набрал около 10 человек, причем, в том числе, из непрофессиональных актеров, пришедших по объявлению, даже без самодеятельного опыта — чтобы не пришлось изживать приобретенные штампы. Учил их сам практически по программе театрального вуза. В течение года присматривались друг к другу, потом кто-то уходил, кто-то оставался. А некоторые из них со временем стали ведущими актерами театра. Пока шел ремонт, несколько комнатушек заняли под администрацию, а в одной, самой большой, репетировали. Я хотел приучить публику, что в этом здании теперь театр. И мы устроили нечто вроде зрительного зала с разборной сценой прямо в фойе. Первый спектакль там состоялся в 1997 году, это была трагикомедия по пьесе Флорида Булякова «Выходили бабки замуж».
Тот спектакль о четырех обитательницах дома престарелых, где грустное и комичное искусно сплетены в единую нить, шел в театре Файзи с большим успехом без перерыва несколько лет. Затем пьесу сняли с афиш. И вот совсем недавно по просьбе зрителей восстановили в текущем репертуаре, уже с другим актерским составом.
– Растам Абдрашитович, сколько всего спектаклей поставил театр? И какие из них вам кажутся наиболее яркими?
– За все время, я думаю, в нашем репертуаре накопилось около сотни пьес. Играем примерно 200 спектаклей в год. Я вот сейчас задумался: надо, пожалуй, выбрать время и посчитать точно, возможно, пора уже отмечать 5000-й спектакль. В среднем в год мы выпускаем по 4 премьеры. Первое время, лет 5-6, возможности приглашать других режиссеров не было, так что, все постановки были на мне. Самым большим успехом, пожалуй, пользовались две из них — музыкальная комедия «Не жена, а дьявол» Данила Салихова, которая 9 лет не сходила с афиш. И недавно восстановленная «Выходили бабки замуж». Это если с точки зрения зрительских симпатий. А для меня как режиссера наиболее значимой стала постановка «Банкрота» Галиаскара Камала. Еще в 1966 году, когда я поступил в театральное училище, увидел отрывок из этого спектакля и с тех пор загорелся сыграть в нем главную роль. Не сложилось. Но зато я осуществил постановку. Исполнитель главной роли получил приз на фестивале «Навруз» в Казани, а мне как режиссеру дали губернаторскую премию «Оренбургская лира». Время действия пьесы — начало XX века, но я постарался провести в спектакле параллели с сегодняшнем днем. И, по-моему, это удалось. Доволен так же, как получились «Проделки Скопена», с этим произведением тоже связана моя юность, отрывок из пьесы я играл, будучи студентом.
Главной задачей своего театра Растам Абдуллаев видит пропаганду национальной культуры. Фото: из архива театра
Главной задачей своего театра Растам Абдуллаев видит пропаганду национальной культуры. Фото: из архива театра
Театр Файзи ставит спектакли на татарском языке и пьесы подбирает соответствующие, близкие национальной культуре и менталитету. Впрочем, здесь всегда рады и русскоговорящей публике, благодаря системе синхронного перевода проблем с пониманием текста не будет. В репертуаре преобладают татарские и башкирские авторы, но и есть и пьесы Островского, Мольера, турецкого драматурга Азиса Несина, финского Лауры Руохонен.
– В следующем году планируем поставить современного зарубежного автора, но пока не скажу ни имени, ни названия, — Растам Абдрашитович, как любой театральный человек, склонен следовать профессиональным суевериям, — в планах также пьеса Степана Лобозерова, кроме того, специально для нас пишет один молодой татарский драматург. Подробности пока опущу. Как режиссера меня всегда интересовали и интересует по сей день межличностные отношения. Как люди понимают друг друга, как притираются. Как отражается в человеке то, что происходит в мире. Но главной задачей своего театра я вижу пропаганду национальной культуры татарского народа. Уважение к старшим, к труду, причем не только своему, но и окружающих. Стремление не обидеть другого человека, трепетная забота о детях, желание вывести их в люди, дать образование. Кроме того, для меня очень важно, чтобы народ не забывал свой язык, иначе теряется национальная идентичность, связь с корнями.
– Я знаю, что вы стали играть детские спектакли на русском — юное поколение не знает татарского языка. Это означает только одно: со временем публики в театре будет все меньше и меньше. Может быть и основной репертуар тоже стоит играть на русском?
– Я к этому не готов. Да, согласен, на премьеры и первые послепремьерные показы зритель ходит хорошо, но потом поток уменьшается. Я не хочу, чтобы театр отказался от одной из своих главных задач — пробуждать интерес к татарской культуре и языку. Ведь наше искусство — это и музыка, и литература, и танец, и традиции. Если человек заинтересуется тем, что увидел на сцене, то, возможно, потянется и к национальной культуре и к родной речи.
Вот уже два сезона, как основной постановочный процесс театра Файзи отдан рукам и фантазии молодого режиссера из Татарстана Альберта Гаффарова. За это время он пополнил репертуарный портфель пятью новыми спектаклями. Коллектив привыкает к его творческой манере, а художественный руководитель следит, чтобы этот процесс шел по возможности гармонично и гладко. «Если работаешь с режиссером, ему надо верить, иначе ничего не получится», — убежден Растам Абдуллаев.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости