Новости – Общество
Общество
Саморазрушающийся памятник культуры
Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Фото: kvarkeno-hram.ru
Почему под Оренбургом невозможно восстановить старинную казачью церковь
14 апреля, 2016 12:48
8 мин
4 апреля в селе Покровка Кваркенского района обрушились потолочные перекрытия и купол старинной казачьей церкви. Уникальному деревянному храму Покрова Пресвятой Богородицы более 100 лет, но из них здесь только несколько десятилетий совершались регулярные службы. Большую часть своего существования храм пустовал, а в советское время использовался в качестве зернохранилища. Восстановлением церкви пыталась заняться местная епархия, но из-за бюрократических проволочек благое дело так и не было реализовано, а памятник культуры так и остается бесхозным.
Первое упоминание о Покровке появилось в начале XX века, когда правительство Оренбургского казачьего войска объявило о добровольном заселении левого берега Урала. В красивейшие места у Стенькиной горы потянулись казаки — ветераны Отечественной войны 1812 года и их потомки. В центре будущего села поставили церковь, вокруг которой буквой «П» расположились жилые дома. Село зажило мирной размеренной жизнью, где казаки занялись разведением коз, овец, да ловили рыбу — благо, места здесь нерестовые.
Церковь же была неотъемлемой частью села. И название ей казаки дали по имени самого почитаемого праздника — Покрова.
– По моим данным, строили эту церковь с 1910 по 1916 годы, — рассказывает настоятель прихода храма Казанской иконы Божией Матери в селе Кваркино Орской епархии, в благочиние которого входит и церковь в Покровке священник Владимир Бабак. — Специально для этого люди высаживали по 10 лишних десятин пшеницы, чтобы собрать деньги на строительство церкви. А один казахский бай привез в дар 25 овец, заявив: «Бог на всех один». Лес для церкви сплавляли по Уралу из Башкирии.
Расписывал церковь специально приглашенный владимирский мастер Огородников, применивший уникальную и редкую технику. Лики святых он писал прямо на деревянных стенах храма, из-за чего в наши дни церковь считается уникальной. Правда, местные поговаривают, что в углу храма мастер изобразил самого себя в светской одежде и едва ли не с гармошкою в руках. Обнаружили это только после его отъезда, скандал, рассказывают, был страшный. Но сейчас эту версию ни подтвердить, ни опровергнуть — церковь находится в таком ужасном состоянии, что уцелели лишь крупные росписи.
– Церковь просуществовала 10 лет, — рассказывает отец Владимир. — В 1926 году ее закрыли, устроили сначала клуб, а после — зернохранилище, куда до 1991 года ссыпали зерно.
После храм закрыли, он стал медленно приходить в негодность, пока в России не заговорили о возрождении культуры. Тут-то и выяснилось, что храм в Покровке — ничей. Муниципалитет интереса к старой церкви не проявлял, а попытки Орской епархии взять ее на баланс, успехом не увенчались.
– Местные жители писали письмо губернатору с просьбой сохранить церковь, заняться ее судьбой, — говорит настоятель. — Но пришел ответ, где было сказано, что церковь не представляет собой исторической ценности и нет смысла ее восстанавливать! Я сам видел этот ответ. Люди писали письмо и президенту, но закончилось все это таким же результатом.
– По закону, чтобы признать объект памятником истории и архитектуры, надо провести его экспертизу, а для этого должно быть заявление от собственника — либо муниципалитета, либо епархии, — объясняет пресс-секретарь министерства культуры Оренбургской области Елена Пятайкина. — К нам в Минкульт никаких писем и заявлений не поступало. А вмешиваться на территорию собственника мы не имеем права.
Видя, что дело с мертвой точки не двигается, епархия решила сама заняться бесхозной церковью. Для начала решили зарегистрировать постройку, на что без проблем давал деньги соседний совхоз. Подготовили документы, провели сход, где выбрали председателем приходского совета женщину, умевшую обращаться с компьютером, сдавать разного рода отчетности. Оставалось только отвезти документы нотариусу и зарегистрировать их в юстиции.
– Но из-за того, что надо было возиться с бумагами, куда-то ехать, никто ничего не стал делать, — говорит отец Владимир. — Они сами палец о палец не ударили, чтобы сохранить свою церковь. А то, что произошло с ней теперь — это уже результат.
Не надеясь ни на чью помощь, епархия все же продолжала заниматься храмом.
В храме сохранились уникальные росписи. Фото: kvarkeno-hram.ru
В храме сохранились уникальные росписи. Фото: kvarkeno-hram.ru
– У нас курирует этот храм руководитель отдела по делам православной молодежи отец Максим Бражников, — рассказывает пресс-секретарь Орской епархии Юлия Притула. — Волонтеры убирают мусор из храма, занимаются его посильным ремонтом. Но что можно сделать без материальной помощи. А, с другой стороны, ставить церковь на учет как памятник — это такая бюрократия и морока, что порой не хочется связываться. Это все очень дорого и долго, каждый рубль подлежит строгой отчетности. Не знаю, что сейчас будет с этой церковью. В любом случае решение должен принимать архиерей.
В том, что с исторической точки зрения разрушения церкви — большая потеря, уверен и местный краевед, директор Кваркенского краеведческого музея Павел Веретенников. Историк настолько расстроен случившимся, что выхода уже не видит.
– Обращались к губернатору, приезжал профессор Данкович, — говорит директор музея. — Может, губернатор и рад бы что-то сделать… Все что-то обещают, но я уже сомневаюсь, кому верить. Приезжай, помогите нам!
В том, что помогать уже смысла нет, уверен заместитель главы администрации Кваркенского района по социальным вопросам Владимир Мальцев.
– Там все разрушено и сгнило, — говорит замглавы. — Там сгнил фундамент, из которого уже выпадают камни, сгнили стены. Проще снести и построить новую церковь! Но людям она не нужна, а мы не можем им навязывать: у нас церковь отделена от государства!
Как получилось, что власть допустила разрушение памятника и кто решил, что он не имеет ценности, Владимир Мальцев пояснить не смог.
– Сейчас мы огородили церковь лентой, — говорит и.о.главы Уральского сельского поселения Нина Положенцева. — Написали, что она в аварийном состоянии. Сколько себя помню, она всегда была в аварийном состоянии. Мы ничего сделать не можем — у нас церковь отделена от государства. Да это проблема всех регионов России, не только нашего района!
Но если в Кваркенском районе не знают, что делать с разрушающимися памятниками, то в центральной России опыт спасения таких зданий давно наработан.
– Им однозначно надо писать заявление о включении храма в реестр как вновь выявленный объект, — говорит историк, общественник, отстоявший в Орле не одно историческое здание, Илья Кушелев. — Время еще не упущено и по федеральному закону № 73 «Об объектах культурного наследия», где регламентируется порядок выявления культурных объектов и порядок включения их в реестр, надо делать заключение и заниматься этим храмом. Жителям необходимо собрать сведения об этой церкви, о том, что роспись действительно делал Огородников — в интернете, в книгах найти сведения.
И если этого не делать, уверен краевед, то можно до бесконечности наблюдать, как разваливается часть истории.
Пока же в Орскую епархию и кваркенский приход звонят и приезжают расстроенные жители из Покровки. В адрес священников — не только сожаление, но и нарекания.
– Сам скорблю вместе со всеми, — говорит отец Владимир. — Поверьте мне, как человеку этим занимавшемуся, строить новые храмы — тяжело, долго и дорого. В Кваркене мы построили храм — четыре главы за это время сменились! Построить церковь в Покровке — это колоссальные деньги. Собирать с людей мы не имеем морального права: пять лет не было урожая, население еле сводит концы с концами, да и село потихоньку пустеет. Сейчас там осталось 200 человек.
Последняя служба в церкви Покрова Пресвятой Богородицы состоялась летом прошлого года. Когда прозвучали последние шаги прихожан, деревянную дверь храма закрыли на замок, опасаясь, как бы не рухнула крыша на головы православных. Рассказывают, словно застонала и охнула старая деревянная дверь, закрывая приход.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости