Новости – Общество
Общество
«Никогда не разочаровывать зрителя»
В самой массовой номинации «Детские хоры» удалось завоевать золотую медаль оренбургским «Новым именам». Фото: из личного архива
Как детский хор «Новые имена» из Оренбурга покорил международное жюри в Сочи
27 июля, 2016 14:03
9 мин
Оренбургский детский хор «Новые имена» привез из Сочи золотую медаль: коллектив заслужил ее в творческом подобии Олимпиады — на конкурсе Чемпионов IX Всемирных хоровых игр. Этот поистине грандиозный праздник вокального искусства, в котором участвовали 283 хора из 36 стран мира, продолжался десять дней и завершился 16 июля.
Супруги Лев Назаров и Марина Туркина создали этот, теперь уже широко известный за пределами Оренбурга, коллектив 18 лет назад. Лев Александрович, по его собственному признанию, имел на то время неоконченное торговое образование и отнесся к новому начинанию как к необычному бизнес-проекту, который требует разнообразных вложений:
– Мы первыми стали возить с собой на гастроли журналистов, телевидение. Занялись рекламой. И вывели для себя главное правило — никогда не разочаровывать зрителя. Для того чтобы хор узнали, полюбили и стали ему верить, понадобилось не менее 10 лет.
Помимо выступления на играх в Сочи, за последние два-три месяца «Новые имена» дали концерты в Оренбурге, Алма-Ате и даже на Красной площади в Москве. Ежегодно у коллектива бывает по 60-70 сольников. Участвует в них не весь состав в 150 человек — только самые лучшие, как правило, треть, желающих петь в хоре много, но, в основном, это девочки. А вот с юношами проблема. Сейчас в «Новых именах» только четыре мальчика, и каждому вскоре предстоит пройти через возрастную ломку голоса. Солировать в этот момент они не смогут, а через год-два, по опыту руководителей, и вовсе уйдут из коллектива.
– В этом проблема любого детского хора, — сетует Лев Александрович. — Жаль, что руководитель лишен такого инструмента, как мужские голоса — теноров, баритонов, басов — они необходимы, чтобы выстроить красивый аккорд.
Но даже и без низких тембров «Новые имена» вполне успешны. Руководители делают ставку на профессионализм: непременное условие участия в хоре — учеба в музыкальной школе. Из-за того, что в репертуаре коллектива немало сложных классических произведений — Бах, Рахманинов, Моцарт — без знания нотной грамоты не обойтись. Нагрузка получается колоссальная, но дети не жалуются, ибо видят результат. Пение и сцена не просто развивают эмоциональную сферу, творческий потенциал и воображение, но еще и дисциплинируют. Отсюда и хорошая успеваемость в общеобразовательной школе. А самый полезный навык, приобретаемый детьми в хоре, по мнению Льва и Марины, — умение работать в команде.
– Ревность бывает. Иногда родители ревнуют к другим родителям, девочки могут выяснять между собой, почему солирует одна, а не другая, — с улыбкой рассказывает Лев Назаров. — Но это жизнь, все, как в семье. Вражды и злобы нет. Мы как руководители решаем, кому, где солировать, кому, какая песня больше подойдет, объясняем им это.
– Скажите, а можно научить петь ребенка с отсутствием слуха и голоса?
– Научить интонировать, то есть, скоординировать слух и голос, можно любого и ребенка и взрослого, это задача хормейстера. А вот красивый необычный тембр — это, конечно, редкость. Но в целом хоровое пение — демократичное искусство, научиться строить свою партию и слышать соседнюю может любой желающий при долгом усиленном занятии. Родители приводят детей, а через год-два некоторые хотят, чтобы ребенок был солистом. И такой шанс есть у любого, но для этого надо прикладывать еще больше сил.
Формат у «Новых имен» универсальный: поют и эстраду, и джаз, и академический классический репертуар, и русские народные песни в обработке. Репертуар Марина и Лев подбирают вдвоем, благо, они избавлены от необходимости следовать учебному плану. И все же назвать хор полностью самостоятельным нельзя — это коллектив областной филармонии.
Лев Назаров и Марина Туркина. Фото: из личного архива
Лев Назаров и Марина Туркина. Фото: из личного архива
– Лев Александрович, филармония — учреждение министерства культуры. Бывает, что чиновники вмешиваются в вашу репертуарную политику?
– Иногда поступают просьбы включить в выступление то или иное произведение. Например, к юбилею Гагарина попросили разучить «Родина слышит», и мы сделали это с удовольствием. Но если что-то не нравится с художественной точки зрения, отказываемся. Однажды не взяли песню, предложенную композитором Виктором Батеженко, который тогда был заместителем министра культуры области. До этого мы исполнили несколько его вещей, например, «Оренбург, судьба моя» — они были хороши, а в этой не понравилась поэзия. И он, как творческий человек, доверился нашему мнению и вкусу, не обиделся. А в 2014 году наш хор выступал на Олимпиаде в Сочи, в частности, был сольный концерт на Medals Plaza, и на сдаче программы нам рекомендовали не исполнять песни Элвиса Пресли, Queen, Майкла Джексона, Фрэнка Синатры, а петь исключительно русское народное, «Барыню», «Калинку». Но мы в итоге пели то, что сочли нужным: и Beatles, и Майкла Джексона, но и «Калинку» с «Барыней» тоже. И публика очень тепло нас принимала.
У всех разное звукоизвлечение
По образованию Лев Назаров — режиссер. Он считает, что сегодня даже самый профессиональный, но статично поющий хор зрителю не интересен. Публика может простить фальшивую ноту, но холодных глаз не простит никогда. И именно поэтому руководители «Новых имен» поощряют в своих юных певцах индивидуальность, артистизм, свободу самовыражения и стараются не прибегать к запретам и ограничениям.
– Недавно мы были в Алма-Ате на конкурсе, и члены жюри сразу отметили, как наши дети подают себя, свои эмоции. Говорят, у вас каждый ребенок — личность, — вступает в разговор Марина.
Когда два с половиной года назад «Новые имена» пели в олимпийском Сочи, на церемонии награждения чемпионов Лев сказал жене: вот бы нам такую медаль, но, увы, мы не спортсмены. И все же сегодня у них есть точно такая же внешне медаль, на которой написано «Сочи 2016. Всемирные хоровые игры». Этот международный творческий смотр-состязание проводился в девятый раз. До этого игры принимали у себя Австрия, Южная Корея, Германия, Китай, США и Латвия. И вот теперь они приехали в Сочи.
– Это было грандиозно, — Марине до сих пор сложно сдержать эмоции, — на протяжении десяти дней весь Сочи пел, на открытии и закрытии люди что-то кричали, веселились, и плакали, как на настоящей Олимпиаде. 12 тысяч участников! На церемонии открытия только на сцене стояло 2500 человек.
Всемирные хоровые игры проводятся раз в два года. В 30 номинациях, среди которых и хоры 55+, и госпель, и джаз, и поп-ансамбли, и сценический фольклор, заявляется множество участников со всего света. Проводятся два конкурса — открытый, в котором может участвовать любой коллектив, и Конкурс чемпионов, куда допускаются хоры, уже занимавшие призовые места в весомых творческих состязаниях. Именно в Конкурсе чемпионов, причем в самой массовой номинации «Детские хоры», удалось завоевать золотую медаль оренбургским «Новым именам».
Всемирные хоровые игры проводятся раз в два года. В 30 номинациях, среди которых и хоры 55+, и госпель, и джаз, и поп-ансамбли, и сценический фольклор, заявляется множество участников со всего света. Проводятся два конкурса — открытый, в котором может участвовать любой коллектив, и Конкурс чемпионов, куда допускаются хоры, уже занимавшие призовые места в весомых творческих состязаниях. Именно в Конкурсе чемпионов, причем в самой массовой номинации «Детские хоры», удалось завоевать золотую медаль оренбургским «Новым именам».
– Было множество площадок, на каждой — семь членов жюри, которые выставляли баллы от 10 и ниже, — рассказывает Лев Александрович. — В каждой номинации разыгрывалось несколько комплектов медалей. Самые высокие оценки нам поставили судьи из США и Армении, а самые низкие — из России и Казахстана. Согласно регламенту, нужно было представить программу из четырех произведений ровно на 15 минут, и не минутой больше. Мы пели «Географическую фугу» Эрнста Тоха, произведение «Голос неба» питерского композитора Владислава Панченко из кантаты «Вифлеемская звезда», «Полет шмеля» Римского-Корсакова и русскую народную «Барыню». Я считаю, с выбором не прогадали, получили 83,13 балла. А высшую оценку дали хору из Красногорска — 90 баллов.
– Чем, на ваш взгляд, отличаются коллективы из разных стран?
– У всех разное звукоизвлечение. Русская хоровая культура берет истоки у древнегреческих знаменных распевов. Кстати, сейчас везде в мире считается проявлением высшего мастерства исполнение акапельной русской духовной музыки. У европейцев немного иная хоровая традиция, связанная с католицизмом, у американцев явное влияние негритянской культуры, у китайцев свое. Раньше китайские хоры мы не видели, первый раз встретились с ними в Сочи. Здесь выступление одного из их коллективов было очень ярким, театрализованным, красочно костюмированным. Они представили целую мини-оперу минут на 40. Был на играх и китайский детский хор слепых. Сто человек. Представляете, какое у них трепетное отношение к детям? Они ходили, держа друг друга за плечи, чтобы не потеряться. А на гала-концерте выступал сводный хор, 600 человек, среди которых были и африканцы, и американцы, и китайцы. И все они пели «Деву Богородицу» из «Всенощных бдений» Рахманинова – сложнейшее произведение. Это было потрясающе!
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости