«Волнение, память и время, что не вернешь»
Фото: Наталья Русинова.

Фото: Наталья Русинова.

«Русская планета» побывала на выставке «Памятники Оренбургской области» вместе с фотохудожником Сергеем Ждановым

В Оренбурге 22 апреля состоялось открытие выставки по итогам фотоконкурса «Памятники культуры Оренбургской области» — 65 лучших работ. Отдельной коллекцией были представлены работы фотохудожника Сергея Жданова — 35 снимков.

Вечером 21 апреля корреспондент РП получила от него приглашение посетить первую в регионе выставку работ, посвященных памятникам культуры и истории нашего края.

Не оставляет ощущение, что куда бы Сергей Жданов не посмотрел, он постоянно оценивает ракурс, момент, сюжет, образ, событие — его взгляд в постоянном поиске.

На выставке автор презентовал мне и еще нескольким гостям свою последнюю книгу «Мечты, ставшие судьбой. История города в судьбе человека». Посвятил он ее почетному гражданину Оренбурга Юрию Гаранькину. Именно он построил подвесной пешеходный мост через реку Урал — излюбленное место для прогулок горожан и достопримечательность для туристов.

– В далекие 1970-е годы город был другой: пустыри на месте Степного поселка, 23-го микрорайона, проспекта Гагарина, старые постройки на улицах Чкалова и Терешковой. Водопровод и канализация местами были выполнены из деревянных труб, а частный сектор был далек от достижений цивилизации. Да что там говорить, воду брали из колонок, а многоэтажные дома-хрущевки отапливались котельными, работающими на угле, — рассказывает Сергей Жданов, выделяя заслуги Юрия Гаранькина в своей книге. — Еще не было мемориального комплекса в память о погибших в боях 1941–1945 годов и уникального дома памяти на проспекте Победы; музеев — истории Оренбурга, изобразительных искусств и Тараса Шевченко; центрального выставочного зала; подвесного пешеходного моста в Зауральную рощу; башни с часами; памятника Пушкину и Далю, Юрию Гагарину, Льву Толстому, Василию Перовскому, Феликсу Дзержинскому, Мусе Джалилю; ротонды в сквере им В.И. Ленина; обелиска павшим в боях за советскую Родину в саду Фрунзе и стелы Европа–Азия на берегу Урала.

Сергей Жданов рассказал, как долго наблюдал за ветераном, стоявшим у мемориального комплекса на проспекте Победы.

– Обратите внимание — одна фамилия. Он долго-долго оттирал ее, едва ли не полчаса. А когда он склонил голову…

Жданов назвал этот снимок «Память». Одно мгновение, содержащее в себе все — десятилетия прошлого, скорбь всего человечества в одиноком старике, склонившим голову перед единственной фамилией, из десятков тысяч, выгравированных на этих плитах.

– Почувствовал это волнение, это состояние памяти и то, что время не вернешь, — поясняет автор.

Жданов обратил мое внимание на работу «Памятник Юрию Гагарину».

– Для меня космос — это ночь, темнота, неизвестность. Я как-то ехал, был туман. Ходил вокруг, сделал двадцать снимков, прежде чем получилось то, что мне нравится. — Рассказывает Жданов, показывая на фотографию подсвеченного в ночном тумане памятника первому космонавту с устремленным в темное небо стрелами-обелисками.

Сергея Жданова окликают из другого зала, напоминая, что его ждут. Женщина с фотоаппаратом интересуется смыслом одной из фотографий, на которой изображен один из видов города с высоты:

– Вот этот снег, грязь не мешают восприятию света.

– Это осень. Первый снег. Я вам по секрету скажу: я ехал, впереди меня ехала машина — телевышка. Я ее обогнал, остановил, подарил ему открытки и сказал: «Брат, подними меня!». А он уже свернул. Поэтому вот где я его остановил, там он меня и поднял. Я дальше вокруг тоже поснимал. Но я с удивлением обнаружил, много лет ездил мимо и не знал, что памятник Сергею Кирову там стоит. Вы знаете об этом? Обалдеете. Когда я поднялся, вдруг под собой увидел памятник Кирову. Он прямо напротив входа в парк «Салют Победа!». Он там стоит в глубине, такой заброшенный. Сходите, сфотографируйте.

Я попросила Жданова рассказать про одну из фотографий, которая в числе первых привлекла мое внимание: у входа в музей изобразительных искусств дети играют в мяч. Сочетание культуры, истории, спорта и детской непосредственности.

– Я очень долго не мог снять этот музей. Один раз снял ночью. Свет конечно не тот. Синий какой-то. Не умеют у нас здания подсвечивать, в отличие от Москвы. И девочка какая-то берет интервью у какого-то парня. Ночью. Я это снял. А потом я снова думал — как бы снять? Храм искусства, как его снять? И вдруг, еду мимо — резко по тормозам, что мне чуть в зад не въехали. Быстро бегу, залезаю там на мусорку, и снимаю — дети играют в мяч. Это был тот образ. Василий Песков мне говорил, что фотография — это маленький очерк, маленький рассказ о том, что есть в этом времени и который побуждает человека к размышлению.

«Минсельхоз как бы похвалить, в хорошем смысле» Далее в рубрике «Минсельхоз как бы похвалить, в хорошем смысле»Депутаты Оренбургской области обсуждали, почему в регионе пустеют деревни Читайте в рубрике «Титульная страница» Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина СарсанииСмерть знаменитого актера и футбольного функционера вызвала вопросы Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина Сарсании

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте статьи экспертов
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»