«Повод для жарких споров»
В новых учебниках звучат темы, которые раньше не освещались вовсе или упоминались вскользь. Фото: Александр Рюмин/ТАСС

В новых учебниках звучат темы, которые раньше не освещались вовсе или упоминались вскользь. Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Что думают школьные учителя о новых учебниках истории

Сегодня школам предлагают одну из трех линеек учебников истории, одобренных Министерством образования и науки РФ, а не 100, как раньше. Некоторые школьные учителя истории и обществознания уже работают с пособиями. Они рассказали «Русской планете», какие достоинства и недостатки есть у каждой из серий, выпущенных издательствами «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово».

Дети в Сети

– С едиными учебниками будет легче подготовить детей к ЕГЭ, а сейчас к нему добавился экзамен в девятом классе, — делится соображениями с корреспондентом РП Ольга Свешникова, учитель истории из Екатеринбурга. — Учебники трех издательств соответствуют требованиям единого государственного экзамена, в них есть все необходимое для подготовки к итоговой аттестации. Не возникают разночтения в терминологии, в базовой трактовке исторических событий.

Бесспорное достоинство новых учебников и в том, что каждая тема сопровождается большим количеством грамотно составленных вопросов и заданий, помогающих освоить и осмыслить пройденный материал. Но некоторые педагоги полагают, что их чересчур много.

– Знаете, как говорят: слишком хорошо — тоже плохо. Как педагогу, мне кажется, что трех-пяти заданий к одному параграфу вполне достаточно, — уточняет Ольга Свешникова. — Причем на некоторые вопросы невозможно ответить без самостоятельного поиска нужной информации в Интернете. А учитывая, какая сейчас в Сети ситуация со структурированием и содержанием информации, оправлять детей в самостоятельное плавание, как мне кажется, не стоит. Нет никакой гарантии, что в поиске ответа на вопрос «За что монархисты убили Распутина?» они не наткнутся на сайты с экстремистским содержанием.

История без «хороших» и «плохих»

Учителям понравилось, что в новых учебниках звучат темы, которые раньше не освещались вовсе или упоминались вскользь. Например, что у славян зачатки государственности появились еще до прихода норманнов, о героизме участников Первой мировой войны, о работе разведки и контрразведки.

– Мне симпатизирует, что история разных народов больше не подается абсолютно изолированно друг от друга, — говорит корреспонденту РП Оксана Кирилюк, учитель истории. — Когда я училась в школе, нам рассказывали о российской истории, и совершенно отдельно, безо всяких пересечений, — о зарубежной. В результате складывалось впечатление, что князь Игорь, Ричард Львиное Сердце, наемные убийцы-ассасины и гроза крестоносцев Салах-ад-Дин жили в разные эпохи, а ведь все они были современниками! Теперь в учебниках издательства «Просвещение» есть специальный раздел «Современники». Из него можно узнать, например, что Иван Грозный и английская королева Елизавета I жили в одно время, состояли в переписке.

Авторы единых учебников истории заявили, что большинство спорных вопросов осветят более объективно, чем раньше. И педагоги говорят, что им удалось этого добиться.

– Самый актуальный пример — вопрос вхождения Украины в состав России, — поясняет корреспонденту РП Ирина Немова, учитель истории из Оренбурга. — В учебниках больше не говорится, что все без исключения украинские казаки отнеслись к этому решению с энтузиазмом. Были и те, кто выступил против, воевал на стороне Речи Посполитой. Настолько же объективно освещаются и действия Екатерины II, присоединившей территорию Украины к российской.

Новые учебники стали взрослее: мир, который в них описывается, больше не окрашен в черные и белые цвета.

– К истории нельзя подходить с оценочной позиции. И хотя детям проще воспринять исторических личностей, поделенных на «хороших» и «плохих», им пора взрослеть. Пора понять, что абсолютно правых и виноватых не бывает, — продолжает Ирина Немова. — Поэтому мой любимый раздел в учебниках издательства «Просвещение» — это «Историки спорят». В нем показывают разные, порой диаметрально противоположные трактовки роли отмены крепостного права или Октябрьской революции, значения личности Ивана Грозного или Иосифа Сталина.

– На уроках разгораются жаркие споры. Они помогают детям сформировать свою собственную точку зрения, ведь в новых пособиях больше нет вердиктов и жестких оценок. И если один из оппонентов в пылу спора огреет другого учебником по голове, то ничего страшного не случится. Шучу, конечно, — говорит Оксана Кирилюк. — Мне очень понравилось, что учебники догадались разделить на несколько частей. В 9 классе пособие разбито на две части, в 10 — на три. Так и нагрузка на позвоночник детей меньше, и сами учебники дольше прослужат, особенно те, что в мягкой обложке. А это тоже важно, учитывая, насколько дорого они стоят. К сожалению, правда, словари терминов и персоналий, списки источников и литературы даются только в третьей части.

«А кто это?»

Среди явных недостатков, характерных для всех учебников, школьные учителя отмечают недостаточно качественную работу с иллюстративным материалом.

– Это, конечно, хорошо, что в новых учебниках используются не только произведения известных художников, но и менее знаменитые полотна, но в таком случае они должны быть подписаны, — говорит корреспонденту РП Елена Макогонова, учитель истории из Красноярска. — Честно скажу: даже я, педагог со стажем, далеко не всегда могу вот так сразу, навскидку, сказать, чей портрет перед нами, а уж тем более — кто его написал, в каком году. Да и дети постоянно спрашивают: «А кто это?» Полагаю, что эта информация должна быть указана под каждой иллюстрацией с художественным произведением. Неподписанных иллюстраций больше всего в учебниках издательства «Просвещение», меньше — в «Русском слове». 

В учебниках «Дрофы» для иллюстрации современного периода истории часто используются плакаты, карикатуры, репортажные фотографии. Это новшество учителя восприняли с энтузиазмом. Но в истории Великой Отечественной войны они хотели бы увидеть больше фотографий «Катюш», танков, истребителей: так можно было наглядно объяснить детям, почему эту войну назвали «войной моторов».

Что касается карт-схем, то их достаточно во всех учебниках, кроме тех, что посвящены истории XX–XXI века. По мнению Ольги Свешниковой, карта, на которой было бы отмечено расположение баз НАТО вокруг России, очень помогла бы детям понять современную геополитическую обстановку.

«Не на граните выбит»

Школьные педагоги надеются, что по мере доработки учебников в них будет исправлен еще один существенный недостаток, характерный для каждой из линеек, а именно — неточность ряда формулировок.

– Больше всего подобны ляпов в учебниках издательства «Дрофа», — уточняет  Ирина Немова. — Поясню, о чем идет речь. В учебнике для 8 класса говорится: «Барокко — в России развитие архитектуры барокко в первой половине XVIII века отразило рост и укрепление дворянской абсолютной монархии…»  Ни единым словом не упомянуто, что барокко — это художественный стиль, а это обязательно нужно сказать. Правила формулировки определений должны соблюдаться, ведь с введением ЕГЭ дети и так отучились точно выражать свои мысли.

С другой стороны, учителям нравится, что материал изложен не таким академическим языком, как раньше. Яркое, выразительное повествование вызывает у детей больший интерес. А те, кому захочется узнать больше по той или иной теме, смогут воспользоваться добротными, хорошо проработанными списками дополнительной литературы.

– Главное, что стало понятно за первый период апробации, так это то, что новые учебники не на граните выбиты. Авторы готовы слышать и учитывать замечания и предложения школьных педагогов, — резюмирует Ольга Свешникова. — А значит, есть надежда, что вместе нам удастся создать действительно достойные пособия, пусть даже на это уйдут годы совместной работы. Нам в любом случае придется сформировать общее культурное пространство, и новые учебники — шаг на этом пути. Мы с коллегами готовы сказать им скорее «Да», чем «Нет».

Возвращение в российскую степь Далее в рубрике Возвращение в российскую степьПод Оренбургом планируют разводить лошадей Пржевальского Читайте в рубрике «Титульная страница» Путин ответилОтветы на самые актуальные вопросы, которые задали президенту, читайте на Русской Планете Путин ответил

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте только самое важное!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»