Смелый замысел
Спектакль «Плутни Скапена». Фото: из архива театра

Спектакль «Плутни Скапена». Фото: из архива театра

Как татарский театр сохраняет национальные традиции в Оренбурге

11 декабря Оренбургский государственный татарский драматический театр им. Мирхайдара Файзи отметил свое 25-летие. Фактически день рождения коллектива — в июне. Но именно в декабре, 110 лет назад, в Оренбурге была создана первая в России татарская национальная театральная труппа. Театр Файзи считает себя ее преемником и именно поэтому празднует свой юбилей в эти дни.

Театр на пепелище

Если присмотреться, у этих двух театральных коллективов, разделенных во времени долгими десятилетиями, немало общего. И прежде всего выстраданная история зарождения. Ведь тогда, в декабре 1905-го, первая постановка татарской театральной труппы — отрывки из пьес Гоголя, Грибоедова, Островского — в последний момент была запрещена чиновниками. Премьеру перенесли в чей-то частный дом. И только спустя два года коллектив получил разрешение сыграть спектакль на профессиональной сцене.

У театра Файзи были трудности иного характера, созвучные времени становления, началу 1990-х. С инициативой его создания выступил Татарский общественный центр. Оренбургские власти идею поддержали, и из Альметьевска на пост директора, художественного руководителя и главного режиссера был приглашен Растам Абдуллаев. Воодушевленный заманчивой творческой перспективой строительства нового театра, он ни минуты не сомневался и даже убедил нескольких своих коллег тоже собирать вещи и готовиться к переезду. Однако жизнь, как обычно, оказалась куда сложнее театральной пьесы.

– Нашему театру передали здание бывшей филармонии, — рассказывает Растам Абдрашитович, — в нем до этого несколько лет шел ремонт, но потом случился пожар. Нам сказали: хотите — заезжайте, но ремонт будете делать сами. Мол, деньгами поможем, но все остальное — на вас.

Так театр обрел свой дом. Впрочем, как такового театра тогда еще не было. Труппа состояла из директора, его супруги, актрисы Люции Абдуллаевой и еще одной артистки, которая раньше работала в татарской театральной труппе при филармонии. Чуть позже из Татарстана приехала дочь Растама и Люции, только окончившая театральное отделение вуза и ставшая в новом коллективе кем-то вроде завлита.

Ремонт здания затянулся на годы: время было трудное, почти голодное, не до театров. Те актеры, которых Растам Абдуллаев позвал с собой из Альметьевска, поняли, что на новом месте их пока не ждут, да так и остались в родном городе. Труппу, как сложную мозаику, пришлось собирать буквально по кусочкам. А первую постановку — композицию по мотивам повести Амирхама Еники «Мираж» о том, как артисты во время войны приезжают в село и дают концерт сельчанам — осуществили втроем. Получилась двухчасовая программа «Песня пробуждает душу»: женщины пели и танцевали, худрук играл на баяне. А полноценной премьерой театра стала постановка пьесы Туфана Миннулина «Встреча с молодостью». Так как собственной площадки не было, играли в передвижном режиме — по области, в Башкирии, Татарстане, Астрахани, другим регионам. Эти гастроли затянулись на шесть лет. Кто-то другой, возможно, и бросил бы затею, но только не Растам Абдуллаев. Энергичный темперамент, бескомпромиссная одержимость сценой и идеей популяризации национальной культуры — с такими исходными данными художественного руководителя театр просто обязан был выжить!

– Понемногу сформировалась наша труппа — я набрал около 10 человек, причем, в том числе, из непрофессиональных актеров, пришедших по объявлению, даже без самодеятельного опыта — чтобы не пришлось изживать приобретенные штампы. Учил их сам практически по программе театрального вуза. В течение года присматривались друг к другу, потом кто-то уходил, кто-то оставался. А некоторые из них со временем стали ведущими актерами театра. Пока шел ремонт, несколько комнатушек заняли под администрацию, а в одной, самой большой, репетировали. Я хотел приучить публику, что в этом здании теперь театр. И мы устроили нечто вроде зрительного зала с разборной сценой прямо в фойе. Первый спектакль там состоялся в 1997 году, это была трагикомедия по пьесе Флорида Булякова «Выходили бабки замуж».

Тот спектакль о четырех обитательницах дома престарелых, где грустное и комичное искусно сплетены в единую нить, шел в театре Файзи с большим успехом без перерыва несколько лет. Затем пьесу сняли с афиш. И вот совсем недавно по просьбе зрителей восстановили в текущем репертуаре, уже с другим актерским составом.

Проблем с пониманием не будет

Растам Абдрашитович, сколько всего спектаклей поставил театр? И какие из них вам кажутся наиболее яркими?

– За все время, я думаю, в нашем репертуаре накопилось около сотни пьес. Играем примерно 200 спектаклей в год. Я вот сейчас задумался: надо, пожалуй, выбрать время и посчитать точно, возможно, пора уже отмечать 5000-й спектакль. В среднем в год мы выпускаем по 4 премьеры. Первое время, лет 5-6, возможности приглашать других режиссеров не было, так что, все постановки были на мне. Самым большим успехом, пожалуй, пользовались две из них — музыкальная комедия «Не жена, а дьявол» Данила Салихова, которая 9 лет не сходила с афиш. И недавно восстановленная «Выходили бабки замуж». Это если с точки зрения зрительских симпатий. А для меня как режиссера наиболее значимой стала постановка «Банкрота» Галиаскара Камала. Еще в 1966 году, когда я поступил в театральное училище, увидел отрывок из этого спектакля и с тех пор загорелся сыграть в нем главную роль. Не сложилось. Но зато я осуществил постановку. Исполнитель главной роли получил приз на фестивале «Навруз» в Казани, а мне как режиссеру дали губернаторскую премию «Оренбургская лира». Время действия пьесы — начало XX века, но я постарался провести в спектакле параллели с сегодняшнем днем. И, по-моему, это удалось. Доволен так же, как получились «Проделки Скопена», с этим произведением тоже связана моя юность, отрывок из пьесы я играл, будучи студентом.

Главной задачей своего театра Растам Абдуллаев видит пропаганду национальной культуры. Фото: из архива театра

Главной задачей своего театра Растам Абдуллаев видит пропаганду национальной культуры. Фото: из архива театра

Театр Файзи ставит спектакли на татарском языке и пьесы подбирает соответствующие, близкие национальной культуре и менталитету. Впрочем, здесь всегда рады и русскоговорящей публике, благодаря системе синхронного перевода проблем с пониманием текста не будет. В репертуаре преобладают татарские и башкирские авторы, но и есть и пьесы Островского, Мольера, турецкого драматурга Азиса Несина, финского Лауры Руохонен.

– В следующем году планируем поставить современного зарубежного автора, но пока не скажу ни имени, ни названия, — Растам Абдрашитович, как любой театральный человек, склонен следовать профессиональным суевериям, — в планах также пьеса Степана Лобозерова, кроме того, специально для нас пишет один молодой татарский драматург. Подробности пока опущу. Как режиссера меня всегда интересовали и интересует по сей день межличностные отношения. Как люди понимают друг друга, как притираются. Как отражается в человеке то, что происходит в мире. Но главной задачей своего театра я вижу пропаганду национальной культуры татарского народа. Уважение к старшим, к труду, причем не только своему, но и окружающих. Стремление не обидеть другого человека, трепетная забота о детях, желание вывести их в люди, дать образование. Кроме того, для меня очень важно, чтобы народ не забывал свой язык, иначе теряется национальная идентичность, связь с корнями.

Я знаю, что вы стали играть детские спектакли на русском — юное поколение не знает татарского языка. Это означает только одно: со временем публики в театре будет все меньше и меньше. Может быть и основной репертуар тоже стоит играть на русском?

– Я к этому не готов. Да, согласен, на премьеры и первые послепремьерные показы зритель ходит хорошо, но потом поток уменьшается. Я не хочу, чтобы театр отказался от одной из своих главных задач — пробуждать интерес к татарской культуре и языку. Ведь наше искусство — это и музыка, и литература, и танец, и традиции. Если человек заинтересуется тем, что увидел на сцене, то, возможно, потянется и к национальной культуре и к родной речи.

Вот уже два сезона, как основной постановочный процесс театра Файзи отдан рукам и фантазии молодого режиссера из Татарстана Альберта Гаффарова. За это время он пополнил репертуарный портфель пятью новыми спектаклями. Коллектив привыкает к его творческой манере, а художественный руководитель следит, чтобы этот процесс шел по возможности гармонично и гладко. «Если работаешь с режиссером, ему надо верить, иначе ничего не получится», — убежден Растам Абдуллаев.

Читайте в рубрике «Титульная страница» Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина СарсанииСмерть знаменитого актера и футбольного функционера вызвала вопросы Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина Сарсании

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»