«Никогда не разочаровывать зрителя»
В самой массовой номинации «Детские хоры» удалось завоевать золотую медаль оренбургским «Новым именам». Фото: из личного архива

В самой массовой номинации «Детские хоры» удалось завоевать золотую медаль оренбургским «Новым именам». Фото: из личного архива

Как детский хор «Новые имена» из Оренбурга покорил международное жюри в Сочи

Оренбургский детский хор «Новые имена» привез из Сочи золотую медаль: коллектив заслужил ее в творческом подобии Олимпиады — на конкурсе Чемпионов IX Всемирных хоровых игр. Этот поистине грандиозный праздник вокального искусства, в котором участвовали 283 хора из 36 стран мира, продолжался десять дней и завершился 16 июля.

Научить петь можно любого

Супруги Лев Назаров и Марина Туркина создали этот, теперь уже широко известный за пределами Оренбурга, коллектив 18 лет назад. Лев Александрович, по его собственному признанию, имел на то время неоконченное торговое образование и отнесся к новому начинанию как к необычному бизнес-проекту, который требует разнообразных вложений:

– Мы первыми стали возить с собой на гастроли журналистов, телевидение. Занялись рекламой. И вывели для себя главное правило — никогда не разочаровывать зрителя. Для того чтобы хор узнали, полюбили и стали ему верить, понадобилось не менее 10 лет.

Помимо выступления на играх в Сочи, за последние два-три месяца «Новые имена» дали концерты в Оренбурге, Алма-Ате и даже на Красной площади в Москве. Ежегодно у коллектива бывает по 60-70 сольников. Участвует в них не весь состав в 150 человек — только самые лучшие, как правило, треть, желающих петь в хоре много, но, в основном, это девочки. А вот с юношами проблема. Сейчас в «Новых именах» только четыре мальчика, и каждому вскоре предстоит пройти через возрастную ломку голоса. Солировать в этот момент они не смогут, а через год-два, по опыту руководителей, и вовсе уйдут из коллектива.

– В этом проблема любого детского хора, — сетует Лев Александрович. — Жаль, что руководитель лишен такого инструмента, как мужские голоса — теноров, баритонов, басов — они необходимы, чтобы выстроить красивый аккорд.

Но даже и без низких тембров «Новые имена» вполне успешны. Руководители делают ставку на профессионализм: непременное условие участия в хоре — учеба в музыкальной школе. Из-за того, что в репертуаре коллектива немало сложных классических произведений — Бах, Рахманинов, Моцарт — без знания нотной грамоты не обойтись. Нагрузка получается колоссальная, но дети не жалуются, ибо видят результат. Пение и сцена не просто развивают эмоциональную сферу, творческий потенциал и воображение, но еще и дисциплинируют. Отсюда и хорошая успеваемость в общеобразовательной школе. А самый полезный навык, приобретаемый детьми в хоре, по мнению Льва и Марины, — умение работать в команде. 

– Ревность бывает. Иногда родители ревнуют к другим родителям, девочки могут выяснять между собой, почему солирует одна, а не другая, — с улыбкой рассказывает Лев Назаров. — Но это жизнь, все, как в семье. Вражды и злобы нет. Мы как руководители решаем, кому, где солировать, кому, какая песня больше подойдет, объясняем им это.

– Скажите, а можно научить петь ребенка с отсутствием слуха и голоса?

– Научить интонировать, то есть, скоординировать слух и голос, можно любого и ребенка и взрослого, это задача хормейстера. А вот красивый необычный тембр — это, конечно, редкость. Но в целом хоровое пение — демократичное искусство, научиться строить свою партию и слышать соседнюю может любой желающий при долгом усиленном занятии. Родители приводят детей, а через год-два некоторые хотят, чтобы ребенок был солистом. И такой шанс есть у любого, но для этого надо прикладывать еще больше сил.

Формат у «Новых имен» универсальный: поют и эстраду, и джаз, и академический классический репертуар, и русские народные песни в обработке. Репертуар Марина и Лев подбирают вдвоем, благо, они избавлены от необходимости следовать учебному плану. И все же назвать хор полностью самостоятельным нельзя — это коллектив областной филармонии.

Лев Назаров и Марина Туркина. Фото: из личного архива

Лев Назаров и Марина Туркина. Фото: из личного архива

– Лев Александрович, филармония — учреждение министерства культуры. Бывает, что чиновники вмешиваются в вашу репертуарную политику?

– Иногда поступают просьбы включить в выступление то или иное произведение. Например, к юбилею Гагарина попросили разучить «Родина слышит», и мы сделали это с удовольствием. Но если что-то не нравится с художественной точки зрения, отказываемся. Однажды не взяли песню, предложенную композитором Виктором Батеженко, который тогда был заместителем министра культуры области. До этого мы исполнили несколько его вещей, например, «Оренбург, судьба моя» — они были хороши, а в этой не понравилась поэзия. И он, как творческий человек, доверился нашему мнению и вкусу, не обиделся. А в 2014 году наш хор выступал на Олимпиаде в Сочи, в частности, был сольный концерт на Medals Plaza, и на сдаче программы нам рекомендовали не исполнять песни Элвиса Пресли, Queen, Майкла Джексона, Фрэнка Синатры, а петь исключительно русское народное, «Барыню», «Калинку». Но мы в итоге пели то, что сочли нужным: и Beatles, и Майкла Джексона, но и «Калинку» с «Барыней» тоже. И публика очень тепло нас принимала.

У всех разное звукоизвлечение

По образованию Лев Назаров — режиссер. Он считает, что сегодня даже самый профессиональный, но статично поющий хор зрителю не интересен. Публика может простить фальшивую ноту, но холодных глаз не простит никогда. И именно поэтому руководители «Новых имен» поощряют в своих юных певцах индивидуальность, артистизм, свободу самовыражения и стараются не прибегать к запретам и ограничениям.

– Недавно мы были в Алма-Ате на конкурсе, и члены жюри сразу отметили, как наши дети подают себя, свои эмоции. Говорят, у вас каждый ребенок — личность, — вступает в разговор Марина.

Когда два с половиной года назад «Новые имена» пели в олимпийском Сочи, на церемонии награждения чемпионов Лев сказал жене: вот бы нам такую медаль, но, увы, мы не спортсмены. И все же сегодня у них есть точно такая же внешне медаль, на которой написано «Сочи 2016. Всемирные хоровые игры». Этот международный творческий смотр-состязание проводился в девятый раз. До этого игры принимали у себя Австрия, Южная Корея, Германия, Китай, США и Латвия. И вот теперь они приехали в Сочи.

– Это было грандиозно, — Марине до сих пор сложно сдержать эмоции, — на протяжении десяти дней весь Сочи пел, на открытии и закрытии люди что-то кричали, веселились, и плакали, как на настоящей Олимпиаде. 12 тысяч участников! На церемонии открытия только на сцене стояло 2500 человек.
Всемирные хоровые игры проводятся раз в два года. В 30 номинациях, среди которых и хоры 55+, и госпель, и джаз, и поп-ансамбли, и сценический фольклор, заявляется множество участников со всего света. Проводятся два конкурса — открытый, в котором может участвовать любой коллектив, и Конкурс чемпионов, куда допускаются хоры, уже занимавшие призовые места в весомых творческих состязаниях. Именно в Конкурсе чемпионов, причем в самой массовой номинации «Детские хоры», удалось завоевать золотую медаль оренбургским «Новым именам».

– Было множество площадок, на каждой — семь членов жюри, которые выставляли баллы от 10 и ниже, — рассказывает Лев Александрович. — В каждой номинации разыгрывалось несколько комплектов медалей. Самые высокие оценки нам поставили судьи из США и Армении, а самые низкие — из России и Казахстана. Согласно регламенту, нужно было представить программу из четырех произведений ровно на 15 минут, и не минутой больше. Мы пели «Географическую фугу» Эрнста Тоха, произведение «Голос неба» питерского композитора Владислава Панченко из кантаты «Вифлеемская звезда», «Полет шмеля» Римского-Корсакова и русскую народную «Барыню». Я считаю, с выбором не прогадали, получили 83,13 балла. А высшую оценку дали хору из Красногорска — 90 баллов.

– Чем, на ваш взгляд, отличаются коллективы из разных стран?

– У всех разное звукоизвлечение. Русская хоровая культура берет истоки у древнегреческих знаменных распевов. Кстати, сейчас везде в мире считается проявлением высшего мастерства исполнение акапельной русской духовной музыки. У европейцев немного иная хоровая традиция, связанная с католицизмом, у американцев явное влияние негритянской культуры, у китайцев свое. Раньше китайские хоры мы не видели, первый раз встретились с ними в Сочи. Здесь выступление одного из их коллективов было очень ярким, театрализованным, красочно костюмированным. Они представили целую мини-оперу минут на 40. Был на играх и китайский детский хор слепых. Сто человек. Представляете, какое у них трепетное отношение к детям? Они ходили, держа друг друга за плечи, чтобы не потеряться. А на гала-концерте выступал сводный хор, 600 человек, среди которых были и африканцы, и американцы, и китайцы. И все они пели «Деву Богородицу» из «Всенощных бдений» Рахманинова – сложнейшее произведение. Это было потрясающе!

Высшее образование в Оренбурге: минимальные проходные баллы на бюджет Далее в рубрике Высшее образование в Оренбурге: минимальные проходные баллы на бюджетПроходные баллы в вузы Оренбурга на бюджет в 2016 году Читайте в рубрике «Титульная страница» Выборы и КрымЗачем Госдума перенесла дату выборов президента и отменила открепительные удостоверения Выборы и Крым

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»