«Мы целое десятилетие отучали учеников от литературы»
Современному школьнику для полноценного образования нужны репетиторы. Фото: Юрий Белинский / ТАСС

Современному школьнику для полноценного образования нужны репетиторы. Фото: Юрий Белинский / ТАСС

Почему в школах Оренбурга дети недополучают знания

Прокурорская проверка в школах Оренбурга выявила массу нарушений. Согласно выводам, практически во всех учебных заведениях предметы преподавались не в полном объеме. Итог — 43 директора получили взыскание. «Русская планета» попыталась выяснить, действительно ли в оренбургских школах учат по собственным, упрощенным программам и насколько это отражается на общих знаниях школьников.

В ученье — тьма

Все дело в том, что еще в начале весны Генпрокуратура РФ решила выяснить, как выполняется реформа системы образования на местах. Каждому региональному отделению было поручено  проследить, соответствует ли госстандартам реальное преподавание в школах. В итоге, оказалось, что в некоторых регионах учат по «своим» методикам. Так, согласно прокурорской проверке, нарушение образовательных стандартов было выявлено почти во всех школах Оренбурга. Только в Ленинском районе из 27-ми школ такие нарушения обнаружены в 17-ти.

Не соответствовало стандартам преподавание литературы в 10-11 классах: отечественных классиков дети изучали не в полном объеме. Говоря простым языком, тут не «допреподавали» Пушкина, там — Тютчева, где-то забыли про Фета. Аналогичные нарушения были выявлены в преподавании истории в указанной возрастной параллели.

В ряде школ рабочие программы по географии для учащихся 7-х классов не содержали разделы «Материки, океаны, народы и страны» и «Столицы и крупные города», предназначенные для обязательного изучения.

А в преподавание физики для 7-9 классов не были включены проведение простых физических опытов и экспериментальных исследований.

На основании проверки прокуратура пришла к выводу, что «обучающиеся в школах, лицеях, гимназиях дети не имели возможности приобретать обязательные знания, умения, навыки, ценностные установки, необходимые для их интеллектуального и духовно-нравственного развития».

В адрес главы городской администрации внесено представление, по результатам рассмотрения которого директора 43-ех школ Оренбурга привлечены к ответственности, им предъявлены замечания.

– Проверка образовательных стандартов была проведена по заданию Генеральной прокуратуры, — рассказывает РП старший помощник прокурора Оренбургской области Ольга Аникеева. — Проводилась она совместно с региональным министерством образования, специалисты которого и нашли данные нарушения.

Руководителям и педагогам надо набраться терпения и усваивать новые нормы. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Руководителям и педагогам надо набраться терпения и усваивать новые нормы. Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

У преподавателей есть свое оправдание сложившейся ситуации. Почему дети недополучают знания, корреспонденту РП на условиях анонимности рассказал представитель администрации одной из школ, где были найдены нарушения:

– Свою вину мы не отрицаем — да, были нарушения, они сейчас уже устранены либо устраняются. Но я не открою вам «Америку», если скажу, что для полноценного образования современному школьнику нужны репетиторы. Судите сами: количество часов, в общем, осталось прежнее, но по отдельным предметам их просто сократили в пользу физкультуры. Или, например, количество часов по русскому языку убрали в пользу преподавания иностранного. Снижение баллов по ЕГЭ уже говорит о более слабой подготовке учеников. Учителю просто приходится выкручиваться, чтобы уложиться в рамки требований стандартов! Но проблема современной школы даже не в этом. Главное — это полная бюрократизация самого процесса образования, когда учитель вынужден заполнять огромное количество бумаг, переводить их в электронную версию, что отнимает уйму времени. А если к этому еще добавить постоянно спускающиеся «сверху» директивы — провести 2-3 мероприятия по профилактике терроризма, экстремизма, безопасности дорожного движения и прочее… Создается впечатление, что то, чем не хочет заниматься чиновник, вынужден делать простой учитель в ущерб самому процессу образования, полноценному, тому, которое ждут от него дети и родители. Сами-то образовательные стандарты, которые постепенно будут вводиться до 2020 года, неплохие. Акцент делается на творческое развитие личности, а не просто на заучивание материала ради баллов по ЕГЭ. Но на месте она превращается, буквально, в художественную самодеятельность.

Профилактика экстремизма в системе обучения

Как раз профилактика экстремизма и легла в основу прокурорской проверки, завили в администрации города. Сейчас все претензии приняты во внимание и по мере возможности скорректирована образовательная программа.

– Насколько я понимаю, прокуратура проводила проверку, скорее, по профилактике экстремизма, — разъясняет ситуацию начальник управления образования администрации Оренбурга Нина Гордеева. — А в числе этих задач, в первую очередь ставится воспитание личности, в том числе и на уроках. В рамках этого и было проверено соответствие рабочих программ образовательным стандартам.

По мнению работников регионального министерства образования, нарушения сводились к формулировкам тем, к количеству часов, выделенных на изучение той или иной темы. Но никак не к собственному толкованию педагогами, в каком объеме надо преподавать тот или иной предмет. Другое дело, что педагог сам решает, начать ли изучение творчества того же Пушкина с лирики, а не с его отношения к политическому строю. Да и преподавание предметов ведется по учебникам, которые соответствуют образовательным стандартам, и их изучение никто не отменял.

– Проверка проводилась в конце февраля — начале марта, — рассказывает пресс-секретарь регионального министерства образования Марина Филатова. — Поэтому то, что итоги ее озвучены только сейчас, мягко говоря, вызывают недоумения. Нарушения давно исправлены, и мы ждем повторной проверки, чтобы это подтвердить. На самом деле, нарушения были единичными и в разных школах — разные.

В общей картине набор нарушений выглядит внушительно, считает начальник управления образования администрации Оренбурга, но в отдельных случаях они единичны и незначительны.

– Судите сами: педагог называет тему не «Война в Афганистане в 80-х годах», а «Афганистан в 80-е годы», — приводит пример Нина Гордеева. — Но ведь суть-то от этого не меняется! Стандарты — это набор знаний, которым ребенок должен овладеть в ходе изучения школьной программы. Но в какой последовательности — это уже решает педагог.

Где взять профессионалов

Как говорят эксперты, существует реальная нехватка квалифицированных кадров. Педагогам самим постоянно приходится учиться, подстраиваться под новые правила преподавания, участвовать в различных конкурсах преподавательского мастерства. Порой сравнивается профессионализм педагогов, которые работают в совершенно разных условиях.

– Ну как можно сравнить учителя из сельской глубинки и того, кто работает в гимназии в областном центре, — недоумевают преподаватели. — Вы обратили внимание, что победителями зачастую становятся физруки или учителя музыки? Никто не отрицает, что они могут быть великолепными профессионалами, но как можно сравнивать настолько разные предметы? Это бесконечное реформирование и бюрократизация процесса образования приводит к тому, что в школе мы начинаем забывать об учениках и думать о том, как соответствовать тем или иным требованиям. Школа не учит детей излагать свои мысли, она учит их заучивать предмет, а это уже — не образование!

Педагоги со стажем только подтверждают эту истину.

– Время сейчас непростое, — резюмирует проректор по учебной подготовке Оренбургского ИПК и ППРО (института усовершенствования учителей), доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ Наталья Зотова. — Происходит систематическое обновление норм в системе образования, и сейчас главное — не просто знать предмет, а уметь глубоко разбираться в нем.

Любой кризис в обществе, по мнению заслуженного педагога, в первую очередь отражается на системе образования. И сегодня сформировать серьезный мировоззренческий подход к системе преподавания очень и очень сложно. Доказательство тому — многочисленные реформы системы образования.

– Мы целое десятилетие отучали учеников от литературы, — поясняет Наталья Константиновна. — А для того, чтобы сегодня проявить себя в таком малом жанре, как сочинение и хорошо его написать, надо читать и Пушкина, и Лермонтова. Руководителям и педагогам надо набраться терпения и усваивать новые нормы. Нужно время, чтобы залечить раны, нанесенные разрушениями в сфере образования.

Впрочем, Оренбургская область — не единственная, где выявлены нарушения образовательных стандартов. Так, в Костромской области  при проведении проверки в Мантуровской средней школы выяснилось, что отдельные предметы и вовсе не преподавались: физкультура в 7-11 классах преподается только с октября 2014 года, музыка и ИЗО — в 7 классе, черчение — в 8-9 классах, английский язык и технология преподаются только с января этого года, хотя предметы включены в учебный план. В Вочуровской школе Мантуровского района Костромской области в 7 и 10 классах вообще не преподается английский язык, историю ведет физрук, физику — учителя географии и математики.

Неизвестно, как дела обстоят в остальных регионах страны. Органы надзора просто не стали предавать огласке статистику своих проверок. 

«Летали на нервах» Далее в рубрике «Летали на нервах»Малоизвестные факты о Великой Отечественной войне — из воспоминаний сотрудников разведки Читайте в рубрике «Титульная страница» Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина СарсанииСмерть знаменитого актера и футбольного функционера вызвала вопросы Об «убийцах» Дмитрия Марьянова и Константина Сарсании

Комментарии

Разваливали образование, переводя его в форму какие-то стандартов и тестов, а сейчас прокурорские проверки и удивление, что образование находится в ужасном состоянии. Ну что ж, эксперимент по дебилизации населения удается очень хорошо. Результаты не заставят себя ждать.
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»