Облапошивают
Фото: Наталья Русинова

Фото: Наталья Русинова

Можно ли оформить ОСАГО, не получив в нагрузку дополнительные услуги, выясняла «Русская планета»

В Оренбурге состоялось открытое заседание УФАС по Оренбургской области по вопросу недобросовестного оформления оренбуржцам полисов ОСАГО.

Забыли явиться

16 июня комиссия регионального УФАС России провела открытое заседание, на котором рассматривалось дело в отношении филиала ООО «Росгосстрах». В действиях страховой организации специалисты усматривают признаки нарушения ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В частности, страховщик незаконно увеличивает страховую премию при расчете КБМ (коэффициент бонус-малус. — Примеч. ред.), навязывает страхователям дополнительные услуги в виде прохождения техосмотра автомобиля в той компании, на которую укажет страховщик, даже если на момент заключения договора транспортное средство не нуждается в прохождении данной процедуры. Также страховая компания предлагает клиентам «добровольно» застраховать свою жизнь.

С жалобой на неправомерные действия страховщиков в контролирующие органы обратился житель Оренбурга Виктор Волощук. Виктор считает такое отношение к автовладельцам со стороны страховых компаний несправедливым.

– Переплатил я порядка трех тысяч рублей. Реально страховка должна была стоить 2,7 тысячи. Я же отдал 3 с лишним и плюс еще страхование жизни — тысяча рублей и плюс я был вынужден пройти техосмотр. Хотя у меня он был пройден на тот момент, — рассказал Виктор.

Отказ принимать во внимание действующий бланк техосмотра представители страховщика объяснили своим недоверием к организации, его выдавшей. Со слов Виктора, страховщики настояли на том, чтобы диагностическая карта была предоставлена учреждением, на которое указывал страховщик, вручив клиенту чистый бланк и отправив по названному адресу.

При этом сотрудники «Росгосстраха» не потрудились обосновать, на основании чего они предъявляют такие требования. В случае, если клиент не желал принимать предлагаемые условия, ему советовали обратиться в другую компанию, коих в области множество.

Часть денег Виктору все же удалось вернуть. Однако ему не удалось доказать, что он по принуждению прошел техосмотр транспортного средства и застраховал жизнь. Не смог он воспользоваться и услугами другой страховой компании: полисы везде таинственным образом пропадали.

Кроме всего прочего, Виктору пришлось страховать свой автомобиль не по соответствующему классу:

– Застраховали меня по третьему классу — будто бы у меня стаж менее трех лет или была авария. Хотя они же сами выдали мне справку, что в прошлом году аварий не было.

Именно за эту, намеренную или случайную, ошибку Виктору и вернули 808 рублей. С застрахованного третьего класс переместился на седьмую позицию.

На назначенное заседание представители ответчика не явились, объяснив это своей забывчивостью. Не было их и на предыдущем заседании суда, 10 июня, но уже по иным причинам.

Комиссия, возглавляемая начальником отдела антимонопольного и рекламного контроля, общественных связей Александром Шлычковым, решила передать материалы должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

– Комиссия признала нарушения, допущенные фиалом компании «Роскгосстрах». Суть нарушений в следующем: первое — нарушение порядка ценообразования, когда они применяли один коэффициент всем без разбора, а также навязывание двух услуг — страхования жизни, именно «Фортуна-авто», которое не является обязательным, и прохождение технического осмотра в центре, который был, скажем в кавычках, аккредитован компанией «Росгосстрах», — пояснил Александр Шлычков. — Это уже третье дело в текущем году, которое было рассмотрено. Но все наши решения «Росгосстрах» обжалует в суде.

В случае, если суд примет сторону ФАС, ответчика ждет штраф в размере от 300 тысяч до 1 млн рублей. При этом заместитель главы оренбургского УФАС оценивает шансы Виктора Волощука как вполне высокие и полагает, что тот может выиграть дело в суде, вооружившись их решением.

По словам Александра Шлычкова, всего по России более 1300 граждан обратились с жалобами на неправомерные действия страховщиков.

– Это только обращения — только те, кто написал.

Сам заместитель руководителя УФАС региона не сталкивался с такими проблемами при оформлении ОСАГО, однако слышал о подобных случаях от сотрудников ведомства.

«Я столько не приму»

Сразу после заседания мы отправились в ближайший офис «Росгосстраха» и под видом клиентов попытались выяснить, как оформить страховку без дополнительных приложений, в народе именуемых «допами».

На входе в тесном тамбуре толпится народ.

Сотрудница компании сообщила, что застраховать автомобиль без «допов» возможно, но только «через заявление», которое они месяц будут рассматривать, а потом примут решение.

– Я пришел страховать автомобиль по ОСАГО. У меня осталось примерно две недели до окончания предыдущей страховки, — рассказал один из очередников Руслан. — 9 лет безаварийной езды. На вопрос, застрахуют ли они меня без дополнительных услуг, которые они навязывают, мне сказали, что только по заявлению. Я уже сталкивался с этим. В «Ресо-гарантия», например, мне через месяц застраховали автомобиль без «допов». Но не учли безаварийную езду, сославшись на то, что я вписываю жену в страховку. Мол, неизвестно, может «она где-то попала у вас в аварию». На моей машине и я об этом не знаю. Здесь, видимо, аналогичная ситуация.

С дополнительными услугами стоимость страховки обходится дороже практически в два раза.

Другие очередники подтверждают, что условия, выставляемые страховщиками, вынуждают автовладельцев соглашаться оформлять дополнительные, ненужные, услуги.

Из филиала «Росгосстраха» мы направились в упомянутый «Ресо» и увидели похожую картину: на паре квадратных метров лестничной площадки у двери в офис — очередь, ожидающая приема. Чтобы не терять время, очередники придумали списки, в которые каждый вносил свое имя согласно занимаемой очереди. Длинный список лежал на стойке у входа.

– Мне продлить страховку нужно. Я здесь с шести утра сижу, — сообщил пожилой мужчина. — А сейчас у них обед.

Попытались записаться и мы.

– Это что такое? — неожиданно поинтересовалась подошедшая к нам сотрудница компании. — Что за список?

– Нам сказали, что тут можно записаться, чтобы очередь занять.

 – Это не наше. Это они там придумали. Унесите это отсюда. Пусть там лежит, — попросила сотрудница, указав нам на выход. Заглянув в список и увидев в нем 22 записавшихся, возмутилась. — Я столько не приму! Максимум еще человек пять-шесть. Утром пять приняла.

Нам пришлось удалиться, оставив исписанный листок на подоконнике лестничной площадки, рядом с таким же списком. Вчерашним.

Не дырки, а фактура Далее в рубрике Не дырки, а фактураОткуда взялись прорехи в новом оренбургском памятнике Читайте в рубрике «Титульная страница» Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?Существует ли в России «гей-лобби»? Факты. Оценки эксперта Киркоров, Басков или Галкин. Кто первым совершит каминг-аут?

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
История, политика и наука с её дронами-убийцами
Читайте ежедневные материалы на гуманитарные темы. Подпишитесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»